Ушествия

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> Ушествия >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/13/17


Михаил Кожаринов, Михаил Кордонский

Ушествия

Кто прожил жизнь, однако же не став
Ни жертвой, ни участником забав,
В процессию по случаю попав.
Таков Герой. В поэме он молчит,
Не говорит, не шепчет, не кричит,
Прислушиваясь к возгласам других,
Не совершает действий никаких.
Я попытаюсь вас увлечь игрой:
Никем не замечаемый порой,
Запомните, присутствует герой.

    Иосиф Бродский. Шествия.


Escape&Insert: единство противоположностей

В советские времена, когда государство обладало почти полной монополией на клеймение, это клеймо имело вот такой вид: АПОЛИТИЧНОСТЬ. Клейменого могли исключить из комсомола и вуза, не дать визы для туристской поездки за границу и т.п. С пришествием воли монополия распалась, реальное право вешать ярлыки на груди, лапшу на уши и ставить клейма на лбы находится в пользовании множества субъектов, имеющих доступ к медиапространству, не обязательно телевидению, и, следовательно, не обязательно субъект = олигарх. Это может быть любой академик одной из бесчисленных академий (регистрация под ключ 350 у.е.), а то и просто популярный журналист. И академики, и журналисты правом этим обильно пользуются. Параллельно пошла мода на западное (случайное совпадение?), и имидж лейбла изменился, теперь он выглядит так: ЭСКАПИЗМ. Ездить за границу и учиться в вузе нынче можно и клейменым, баксы имеющим. Правда, чтобы заработать, нужен имидж, а кое-какие репутационные потери клеймо доставляет. Однако как раньше жили, не особенно тужили, аполитичные, так и ныне — эскаписты. Некоторые из них в поисках русских корней и опасении существительных используют слово, имеющееся у Даля только в конструктивно неудобной для изготовления матриц клейм отглагольной форме: УШЕСТВИЕ.

Архетип полного ушествия — Мастер и Маргарита, ушедшие для начала каждый из своего постылого большого мира в арбатские переулки. Полнота обеспечивается сначала третьим большим миром Латунских и Могарычей — тюрьмой, психушкой, а далее — потусторонними силами, конечно темными, ибо ушедший не заслужил света. Правда, через полвека вышел в свет роман. А сколько еще неизданных Мастеров? Может, не таких великих, а просто достойных в нашем мире... да пусть даже мире рынка — раскупили бы эти книги к вящей пользе коммерческого издателя. Что время от времени и происходит, например, из современников Булгакова произошло с плеядой философов и богословов, посеявших не парижский континент, а харбинский русский остров на самом краю (маргиналии) мира.

Арбатскими же переулками бродил Окуджава — один из родоначальников массового ушествия 70-80-х. Наличие ненавистников бардовской субкультуры — лучшее доказательство ее существования. Для нас несомненно, что и рок-субкультура величественна, и число ее поклонников на порядок больше, чем бардовской. Они просто разные (нас не интересуют искусствоведческие параметры), у них принципиально отличная социальная организация. Она сохраняется, несмотря на то, что движение КСП давно уж не молодежное (средний возраст порядка 40 лет). Например, сейчас, в двухтысячные-то годы, многие тысячи людей тихо и мирно, добровольно и бескорыстно занимаются составлением полных собраний сочинений любимых бардов в звуке, текстах и видео. Для рока такая социотехника чрезвычайно редка. Среди них есть те, кто делает не требующую особой квалификации работу (расшифровку аудиозаписей, например), а есть те, кто в большом мире — профессиональные звукорежиссеры, видеомонтажники, редакторы и корректоры в академических, гламурных, рекламных, бизнесовских изданиях. После работы они ушествуют этаким образом. Вокруг них крутятся несколько сотен мелких и средних предпринимателей, которые тиражируют CD, издают книги, ставят на прилавки обычных (большого мира) магазинов, и продукция раскупается, принося прибыль. Предприниматели чувствуют себя хорошо, внутри ушественного мира между ними идет своя конкуренция за право получить почти на шару чистенькие цифровые записи, дотошно сверенные и вычитанные тексты. В нашей терминологии это называется «конвиксионная составляющая» — вот такое проникновение неформального мира в формальный. У каэспэшников конвиксионный процесс пошел через 10 лет после расцвета массовости еще молодежного тогда движения, через 20 лет после его рождения — вылупления из консорции спортивных туристов в результате синтеза с подвижниками поэзии шестидесятников, туризма и альпинизма, блатной песни, самиздата и диссидентства. (Подробнее см. здесь.)

Вообще-то каэспэшники не самый яркий пример, его развернутость в этой статье как бы определена тематикой раздела РЖ «Культура» (к каковой тематике относятся и контркультурье, и субкультурье, и бескультурье). Вот более весомый, но сжатый в описании пример. Те, кто были 20 лет назад фидошниками, они же 15 лет назад из своего ушествия в синтезе с другими маргиналами и не маргиналами двигали в большой мир Интернет — учреждали фирмы ISP, писали самодельный софт... Они и их продолжатели и сейчас пишут терабайты бесплатного софта, они создали линуксы, десятки тысяч фичей к винде, до сих пор поддерживают полуось... Их удобно бы назвать общим словом хакеры, хотя не все они согласятся... Название и самоназвание, идентификация «мы — не мы» по отношению к большому миру характерны только для маргиналов. Когда поле их деятельности вдвигается в большой мир, расширяя его границы, самоназвание дробится или исчезает совсем. Ушествие из понятийного аппарата тождества «интернет — маргинал» стремительно движется от столиц в провинции.

Большинство, само себя подавляющее

Общество фантастически мало знает о неформалах! Большинству эта тема просто неинтересна, хотя если вдруг заходит разговор, мы обнаруживаем, что умные, эрудированные и широко мыслящие люди имеют совершенно искаженные на уровне даже не оценок, а фактов сведения о том, что там происходит.

Практически на виду только скинхеды, «благодаря» особой любви к ним массмедийного мира. (Кавычки исходят от черной неблагодарности авторов: нам не нравится то, что большинство новых скинхедов узнают о существовании скинхедов из «ящика».) Скинхеды — рыхлое и малочисленное по нашей классификации не движение, а течение.

  • Общественная инициатива — идея общественной деятельности, реализуемая деятельностью одного человека и/или группы людей.
  • Общественное течение — независимая, некоординируемая деятельность не связанных между собой людей и/или групп, реализующих одну общественную инициативу.
  • Общественное движение — стохастическая (случайная, некоординируемая) система горизонтальных (сетевых) связей между людьми и/или группами общественного течения.
  • Неформальная организация — система координации и управления общественным движением, включающая в себя обязательность исполнения некоторых решений центра для всех людей и/или групп — членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исключение из организации).

К последней категории четко относятся только нацболы. Какую-то смутную перспективу превратиться в неформальную организацию имеют «Наши». Но вот что интересно: очень мало тех, кто называет скинхедов эскапистами. По запросу «скинхед» Яндекс выдает 606 000 ссылок. А по запросу «скинхед +эскапизм» — всего 319 (не тысяч, а штук), из которых половину мы просмотрели, ориентируясь по яндексовским аннотациям, и, кроме случайных совпадений, нашли таких обозваний 18. Из них 14 — в форумах и блогах и только три — в статьях. Ну ладно, пусть мы не все нашли. Пусть будет 160 против 606 000. Согласно подавляющему большинству (вы, читатель, согласны с подавляющим большинством?), скинхеды суть активные участники политического процесса в России. Кто еще из общественных движений? «Наши», «Молодая гвардия» и прочие с ними идущие вместе. Нацболы. СКМ, АКМ и еще сонм совсем мелких, с числом активистов несколько десятков, типа «Вперед» или «Молодежное Яблоко». Общая численность всех вышеперечисленных по сумме их собственных завышенных самооценок — 150.000 человек.

Все остальные неформалы, численность которых по минимуму 3.000.000, во мнении того самого общества подавляющего большинства заклеймены в маргиналы и эскаписты. В то же время по запросу «КСП|бард» Яндекс находит почти 2.000.00 ссылок, по запросу «ролевая игра» — 4.200.000. Кто-то же писал и размещал тексты с этими кейвордами? Телевидение только им не по карману. Ну-ну... Дорогие телезрители! Як кажуть на Вкраïнi: «Казав слiпий: «Побачимо!»

Куда пристроить ребенка?

Более 25 лет к авторам как к педагогам обращаются с таким вопросом знакомые, друзья родителей наших учеников, выпускники, уже ставшие родителями, и их друзья, а после серии публикаций о неформалах — и читатели. В последние годы вопрос чаще всего звучит так: «Куда бы пристроить ребенка, чтобы не попал к наркоманам, скинхедам или сектантам?». Эта троица, в которой скинхед уже нарицателен, включает в себя три категории антиценностей для нормальных здравых родителей: физиологическую деградацию, националистический экстремизм и эскапизм.

К фундаментальным требованиям добавляются сопутствующие. Родители подростка уже не могут взять его за ручку и отвести в кружок или спортивную секцию. Нужно, чтобы он сам заинтересовался для первого посещения и сам увлекся после него. Все молодежные неформальные движения обладают естественной притягательностью, иначе откуда бы им взяться и расти. Изредка запрос включает ярко выраженные способности ребенка: музыкальные — в рок или бард-тусовку, актерские — в любительский театр, математические — в маткружки и олимпиады и т.п. Родители таких детей редко обращаются за советами: как правило, такой ребенок уже пристроен. Обращаются-то как раз те, кто считает свое дитя не определившимся в увлечениях, практично опасаясь, что носители антиценностей подхватят то, что плохо лежит в состоянии неустойчивого равновесия, свойственного подростковому возрасту. Наконец, существует такой тупой, но неизбежный параметр запроса, как география. В Москве выбор очень широк, но если запрос приходит из провинции, то уж выбираем из того, что там есть. Да и в Москве-то на другой конец города ездить новичку — меньше шансов, что захочет вписаться. Это уж когда увлечется, то поедет и в другой город.

Исходя из этого набора параметров, двадцать пять лет назад мы чаще всего пристраивали детей к спортивным туристам, каэспэшникам, экологам, радиолюбителям, иногда коммунарам (их просто мало, не везде есть), пятнадцать лет назад — к фидошникам, интернетовцам и прочим хакерам, экологам, ролевикам. Теперь в основном к ролевикам и реконструкторам. Если ребенок вписался, то родители довольны. Рекламаций не поступало. Если с первого раза не вписался, ищем еще. Не всегда удается, тогда родители разочарованы в нас, но... Тут есть один большой педагогический секрет. Наши рекомендации — это плацебо. У родителей, которые вовремя (до того как...) поставили перед собой такую проблему и активно действуют по ее разрешению, она уже решена — самой прошлой жизнью ребенка в семье с такими ценностными установками. (Некоторые нейропсихологи считают, что еще и в пренатальном периоде).

Аспект некоторого эскапизма у части как ролевиков, так и реконструкторов, безусловно, присутствует. Но ролевики носители и позитива — сохранения творческого потенциала нации, культуры самоуправления, организационных навыков, опыта работы с социальными моделями и синтеза различных культур, интерактивных типов искусства и т.д. Реконструкторы же позволяют погрузиться в прошлые эпохи, существенно расширяя культурный уровень детей и молодежи, да и спортивное и военно-патриотическое воспитание у них очень даже есть, не экстремистское, а разумное — историческое.

Кроме огромной по сравнению с другими движениями численности и мощности, кроме материальной независимости, ролевики и реконструкторы выделяются еще одним важнейшим свойством: они носители культа романтических идеалов. Для юношества это свойственно (максималисты все-таки). Например, у нацболов это тоже есть. Не вдаваясь в содержание идеалов, ограничимся тем, что нацболы на порядок меньше и слабее ролевиков. Не все движения ставят этот культ на центральное место, хотя почти в любой молодежке он присутствует в той или иной мере. Ролевики и реконструкторы в большинстве ставят (хотя есть разные субсубкультуры, конечно, но мы про большинство).

Это очень важное качество для будущего синтеза. Мы убеждены, что реальное изменение общества может происходить ТОЛЬКО на ИДЕЙНОЙ основе. Пусть даже какой-то там Путин или какой-то следующий президент будет очень хороший: классные преобразования задумывает и законы продвигает нужные. Дальше, извините за банальность, реализует это все бюрократический аппарат. Какой он у нас, думаем, что читателям РЖ доказывать не надо. То есть за взятки он там подправляет кое-что, кому как выгодно, и в итоге исполнение задумок оказывается, мягко говоря, искаженным. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» — это объективный процесс. Новое сможет пробиться только в том случае, если воплощать его в жизнь будет не слой разлагающейся бюрократии, а люди, зараженные некоей идеей и объединенные в движение с сетевой структурой координации (на сей день самой технологичной). Для технологии изменения исторического процесса не принципиально, каковы идеи: религиозные, как были у ислама или христиан при генезисе феодализма, или атеистические-коммунистические, как у большевиков. Главное, что взятки не берут и воплощают в жизнь с минимумом искажений, потому что на идею работают. Точнее, взяточники все равно будут, как Меньшиков при Петре I, но тут важен процент, да и у Меньшикова идейности хватало (все-таки он безродный был, без преобразований ему не удержаться было). Сейчас он (процент) таков, что ничего здравого построить почти нереально. Новое движение при синтезе должно быть движением идеалистов по своим характеристикам. Только такое может начать вытаскивать общество из болота. Ролевики же носители этого идеализма. Не только они, конечно, но они в очень большой степени. Это плюс.

О проблемах будущего синтеза, о том, каким быть новым движениям, новым неформалам 2010ХХ, о том, какими мы хотели бы их видеть и что для этого делаем, мы расскажем в следующих статьях серии «Неформалы 2000ХХ».

Приложения

I.

МакДуф (Алексей Семенов)

Черная дыра светлого будущего

Доклад с Конференции, посвященной 15-летию ролевых игр в Петербурге, 14.04.2006. Полностью опубликован здесь: начало, продолжение.

Немецкая философия в той ее части, которую принято называть классической, называет три сферы деятельности человека и человеческого духа, где человек соприкасается с абсолютными ценностями, от какого соприкосновения, собственно, и происходит всякое понятие об абсолютных ценностях: религию, философию и искусство. (...) В сфере философии или религии для игры места нет. (...) Из трех названных видов деятельности только искусство может быть тем местом в топографии абсолютного, с которым можно сопоставить игру.

(...)

Современная культура девальвировала и стерла практически все ценности, которые испокон века считались подлинными и присущими человеку коренным образом, как то: любовь, мужество, честность, достоинство, верность, веру, фантазию, любознательность, совесть, сострадание, истину. (...) Любой бунт, попытка протестного движения против филистерства моментально гасится... (...) Неслучайно поборники цивилизации моментально обозначили своих оппонентов как эскапистов. (...) если это не срабатывает, власть объявляет прецедент опасным и антиобщественным, апеллируя все к тем же стереотипам сознания, и действует силой — прямо или косвенно.

На данный момент сфер, до которых филистерство еще не добралось, осталось совсем немного. Будущее — одна из них. Тем не менее стремление будущее и организовать, и устроить, то есть поставить под контроль чаяния и мечты, ограничив их плоскостью разумного, реального, нормального, измеримого, уже явно видно и давно осуществляется — и на государственном, и на цивилизационном уровнях. Такое стремление к светлому будущему, когда у человека отпадет его главная проблема — быть человеком, а значит, будущее будет наконец-то бесповоротно достигнуто, и будет оно светлым, ибо обеспеченным, прогрессивным и организованным суть такого проекта будущего...

(...)

Человеку во всем его существовании коренным образом присуще одно и главное стремление — быть человеком, соответствовать этому высокому званию. (...) Искусство дает человеку прикоснуться к этому большему, чем есть он сам, самое же большее есть абсолютное и нерушимое. (...) Где может находиться та сфера, область, в которой человек достигает этого статуса подлинности? — В будущем. (...) Человек — это всегда человек будущего. — Аврелий Августин* еще в IV веке, исследуя проблему времени, дал ему следующую психологическую трактовку: прошлое — наши воспоминания, настоящее — наше волеизъявление, будущее — наши мечты и чаяния. (...) Задача ролевой игры — чтобы человек ощутил себя человеком. (...)

(* Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.) — один из святых отцов церкви, главных христианских философов эпохи патристики.)

Убить вконец желание человека быть человеком, скорее всего, невозможно (что не является причиной не тревожиться об этом), а потому будущее никогда не обернется черной дырой для тех, кто не хочет этого.

II.

Б.Г.Мещеряков, доктор психологических наук, профессор Международного университета в г. Дубне и Московского государственного психолого-педагогического университета.

Психологические проблемы антропологизации образования

Журнал «Вопросы психологии»

«Подобно «разведке боем» или ролевым играм, деятельность самоопределения маскируется под видом любой другой деятельности — общественно-полезной или общественно-вредной, коллективной или индивидуальной, различных форм общения; более того, деятельность самоопределения даже предполагает смену тех деятельностей, за фасадом которых она скрывается, поскольку смысл самоопределения состоит в опробовании, примеривании, самоиспытании себя в деятельностях и нахождении какого-то спектра значимых для себя деятельностей (отнюдь не только трудовых). Подростки и далее юноши стихийно и неосознанно следуют рецепту, который давно сформулировал великий И.В.Гете: «Как можно познать себя? Только путем деятельности, но никогда — путем созерцания».


«Русский журнал». 13 января 2007 г.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования